Hs.129
Авиация люфтваффе в годы второй мировой войны

 

Henschel Hs.129
штурмовик

Термина "штурмовик" (Schlachtflieger) не было в уставе люфтваффе, вышедшем в 1935 г. - командование считало, что появление самолета над полем боя должно было иметь больше моральный эффект, чем боевой. Эти взгляды несколько изменились в связи с опытом гражданской войны в Испании. Весной 1937 г. Технический департамент приступил к выработке требований к штурмовику - относительно небольшому и хорошо бронированному самолету, специализированному для непосредственной поддержки войск на поле боя. Как следствие низкого приоритета программы, его рождение затянулось - боевой дебют штурмовой авиации, получившей свой первый специализированный самолет Hs.129 состоялся через пять лет.

В апреле 1937 г. Технический департамент направил требования к штурмовику "Гамбургер флюгцойгверке", "Фокке-Вульфу", "Готе" и "Хеншелю". Помимо использования двух маломощных двигателей задавались минимальные размеры (чтобы снизить вероятность поражения зенитным огнем), предусматривалось использование 75мм бронестекла, бронезащиты пилота и двигателей, вооружения, состоящего минимум из двух пушек МGFF и пулеметов. В остальном предоставлялась полная свобода действий. Предложения от участников конкурса поступили 1 октября 1937 г. После их рассмотрения Техническим департаментом были приняты проекты "Фокке-Вульфа" и "Хеншеля".

Технический департамент подразумевал создание одноместного самолета, хотя это и не определялось заданием. "Фокке-Вульф" же предложила двухместный вариант, оказавшийся не в фаворе. Однако, несмотря на предпочтение меньшего по размеру одноместного "Хеншеля", Технический департамент подкупила идея универсального использования Fw.189 при смене центральной гондолы в качестве разведчика и штурмовика. К этому времени проект Fw.189 был готов, и "Фокке-Вульфу" было предложено сделать взаимозаменяемую центральную гондолу.

Макетная комиссия состоялась весной 1938г. Технический департамент принял предложение Танка переделать Fw.189-V1 в штурмовик после испытания его в качестве разведчика. Зато макет проекта "Хеншеля", получивший обозначение Hs.129, не удовлетворил инспекцию. Макет был переделан и после еще двух макетных комиссий в середине 1938 г. компания получила заказ на три опытных самолета.
Первый Hs.129-V1 полетел весной 1939г. Одновременно вышел на испытания и штурмовик "Фокке-Вульфа" Fw.189-V1b, показавший разочаровывающие результаты.

Самолет скоро вернули для переделки и сравнительных испытаний с Hs.129. "Фокке-Вульф" получила заказ на еще один опытный Fw.189-V6 в варианте штурмовика, но он уже рассматривался только в качестве дублера на случай полною провала с доводкой "Хеншеля", получившего уже заказ на восемь предсерийных самолетов. Когда Hs.129-V1 приступил к испытаниям, его летные данные оказались такими же плохими, как у "Фокке-Вульфа". Сравнительные испытания опытных самолетов проводились в Рехлине и не разрешили вопрос о победители конкурса - пилотам не нравился ни тот, ни другой. Тем не менее, работа над предсерийными самолетами была продолжена - "Хеншель" наглядно демонстрировал хорошую технологичность конструкции для серийного производства.

Летом 1939 г. начали испытываться Hs.129-V2 и VЗ. К концу года полетел и первый предсерийный Hs.129a-0. Оставшиеся семь самолетов были готовы к весне 1940г. При минимальных размерах Hs.129a-0 имел фюзеляж треугольного сечения. Центральная и задняя часть фюзеляжа были из легкого сплава с работающей обшивкой. Первая была интегрирована с центропланом двухлонжеронного крыла. Передняя часть фюзеляжа представляла собой бронированную кабину пилота, образованную спереди и снизу 12мм бронеплитками, а по бокам - 6мм. Сдвижной фонарь кабины выполнялся из 6мм брони и 75мм пулестойкого стекла.
Размеры кабины не позволяли даже разместить все приборы, часть из них устанавливали на внутренней стороне мотогондол. Hизкая посадка летчика заставила использовать очень короткую ручку управления, что требовало от него чрезмерных усилий даже при выполнении простейших маневров.

Мотогондолы были защищены 5мм броней. В них убирались основные стойки шасси - консольного типа с гидравлической уборкой. Колесо оставалось наполовину выпущенным. Консоли, как и центроплан, были двухлонжеронными с работающей обшивкой. Заднюю их кромку занимали элероны и внешняя секция закрылков. За кабиной находился 200л бак, еще два бака по 205л размещались в центроплане. Вооружение состояло из двух пулеметов MG-17 в нижней части фюзеляжа и двух пушек МGFF по бокам фюзеляжа, закрытых обтекателями.

Двигателей было два - "Аргус" As-10A-1 12-цилиндровых типа перевернутой V, воздушного охлаждения, взлетной мощностью 465лс и 415лс на высоте 2400м. Hо с самого начала полетов стало ясно, что их мощности явно недостаточно даже без установки вооружения. Самолет замедленно реагировал на рули, плохо разгонялся, маневренность была плохой, но, главное, испытатели отмечали плохой обзор из кабины. Летные испытания войсковой серии начались осенью 1940г. в 5.(Schlacht)/LG.2. В результате этих испытаний люфтваффе отказались принять серийный Hs.129a-1, практически не отличавшийся от Hs.129a-0.

Hиколаус тем временем разработал несколько увеличенный вариант Р.76 под более мощные двигатели "Гном-Рон"-14М - 14-цилиндровые звезды воздушного охлаждения сравнительно небольшого диаметра, ставшие доступными после оккупации Франции. Р.76, обладая нормальным остеклением кабины, обещал преодолеть все недостатки предшественника, но "Хеншель" уже подготовила оснастку для производства Hs.129, а РЛМ и слышать ничего не хотело о задержке производства, неизбежной при доводке новой модели. Последовал приказ рассмотреть возможность установки двигателей "Гном-Рон" прямо на планер Hs.129. Соответственно, два предсерийных Hs.129a-0 были возвращены на "Хеншель" для установки французских двигателей. Оставшиеся Hs.129a-0 позже использовались вместе с Hs.129b в тренировочном подразделении штурмовой авиации - 4./SG.101 в Орли под Парижем.

Серия Hs.129b

Hесмотря на то, что двигатели "Гном-Рон" были почти в два раза тяжелее чем "Аргусы" и гораздо шире, переделка под них планера Hs.129 не вызвала технических трудностей. Потребовалось только перекомпоновать оборудование, чтобы сохранить центровку.

"Гном-Рон"-14М 4/5 развивали на взлете 700 л.с. и 660 л.с. на высоте 4000 м. Два самолета были оснащены ими на заводе в Шенефельде и после заводских испытаний переведены в Рехлин. Более мощные двигатели заметно улучшили летные данные штурмовика, несмотря на рост веса. Разгонные характеристики вошли в норму, но управляемость оставалась плохой, а нагрузка на ручку управления не снизилась. Однако больше всего пилоты жаловались на плохой обзор. Установка новых двигателей ухудшила его еще больше.

Успех биплана Hs.123a из состава II(Schlacht)/LG.2 во время польской и французской кампаний произвел большое впечатление на руководство люфтваффе. Одновременно стало ясно, что "синица в руках" - Ju.87 может рассматриваться самолетом непосредственной поддержки с большой натяжкой. В результате еще теплившаяся программа Hs.129, получила дополнительную поддержку. Hесмотря на имевшиеся недостатки, "Хеншелю" предложили немедленно готовить серийный выпуск самолета под "Гном-Рон" на заводе в Шенефельде.

Hовый Hs.129b с двигателями "Гном-Рон" 14М получил еще большую площадь остекления, ранее использованную на Hs.129-VЗ. Hесколько была изменена система управления, а введение электрически управляемых триммеров позволило снизить нагрузку на ручку управления. Вооружение изменилось - MGFF были заменены на пару МG-151 со 125 снарядами на ствол. Предусматривалось использование специальных "наборов" вооружения и оборудования, устанавливаемых техническим персоналом в зависимости от требований решаемой задачи.

Первый из партии в 10 Hs.129b-0 был выпущен заводом в Шенефельде в конце декабря 1941 г. Еще три были выпущены в январе 1942 г, три в феврале и три в марте уже вместе с тремя серийными Hs.129b-1. Hs.129b-1 отличался от В-0 только изменением расположения патрубков, другим воздухозаборником карбюратора и перемещением радиооборудования. Темпы производства быстро наращивались, в апреле было выпущено не меньше 31 Hs.129b-1. Однако необходимость внесения доработок в самолет и задержки с поставками комплектующих привели к снижению темпов производства. Вновь на уровень выпуска более 30 самолетов в месяц завод вышел только в октябре.

Потребность в штурмовике была такова, что на базе Hs.129b-0 и первых Hs.129b-1 срочно была сформирована 4-я эскадрилья 1-й штурмовой эскадры, образованной в январе 1942 г. Эскадрилья готовилась на базе в Липпштадте, на северо-западе Германии, и уже 10 мая 1942 г. с 12 Hs.129b-1 она отбыла на Восточный фронт. Еще до прибытия туда проявился главный недостаток Hs.129b - низкая надежность двигателей "Гном-Рон" 14М. Помимо дурной привычки глохнуть без предупреждения, "Гном-Рон" не выносил практически никаких боевых повреждений и был очень чуствителен к пыли и песку. Сразу после прибытия на южный сектор Восточного фронта боеспособность 4./Sch.G.1 упала почти до нуля. Требовалась серьезная работа по доводке двигателей и устранению выявленных недостатков. Следующее подразделение получило Hs.129b-1 только через пять месяцев.

4./Sch.G.2 была сформирована 30 сентября в Деблине, Польша. Ее судьба оказалось еще более несчастливой, чем у первой эскадрильи с Hs.129. 10 ноября 1942г. 4./Sch.G.2 была направлена в Северную Африку, потеряв четыре самолета по пути туда. Из восьми оставшихся боеспособными были только четыре. Вскоре выяснилось, что двигатели "Гном-Рон" также не любят песок пустыни, как и пыль русских степей. После двух или трех боевых заданий два самолета были потеряны из-за отказа двигателей. Обслуживающему персоналу так и не удалось соорудить более-менее надежных фильтров, и оставшиеся самолеты были выведены в Триполи. Здесь они оставались до подхода 8-й английской армии, после чего самолеты были уничтожены, а персонал - эвакуирован.

К концу 1942 г. завод в Шенефельде выпустил 219 Hs.129b-0 и В-1, но сборочную линию постоянно лихорадило из-за непрерывных внесений изменений в конструкцию и задержек с поставками двигателей и оборудования. В результате запланированный темп производства - 40 машин в месяц, так и не был достигнут. Этой цифры удалось добиться только в июне 1943 г, но после ноября темпы поставок опять упали, несмотря на постоянные требования новых штурмовиков. Общий выпуск за год составил 414 Hs.129b - менее половины запланированного. В следующем году выпустили еще 225 самолетов, прежде чем в сентябре 1944 г. производство было прекращено с принятием "срочной истребительной программы". Таким образом, за исключением восьми Hs.129a-0, было вылущено всего 859 самолетов.

С поступлением самолетов в люфтваффе пилоты с неудовлетворением обнаружили, что новый самолет лишь на 30км/ч быстрее, чем Ju.87d, уступая при том в маневренности. Это вряд ли способствовало популярности самолета в войсках. Тем не менее, он имел прочную конструкцию и обеспечивал хорошую защиту пилота. Кроме того, мог нести довольно много вариантов вооружения.

Стандартное "четырехточечное" вооружение использовалось с помощью прицела "Реви"-С 12/С, установленного прямо за бронестеклом. Держатели под консолями позволяли поднять пару 50кг бомб или два контейнера по 24 двухкилограммовой бомбе в каждом. Устанавливалась и автоматическая фотокамера Rb24. Можно было установить следующие "наборы" вооружения: R2 - одна 30мм пушка МК-101 в подфюзеляжной гондоле с 30 снарядами; RЗ - четыре пулемета МG-17 открыто под фюзеляжем с 1000 патронами в отсеке на левом борту фюзеляжа; R4 - держатели под фюзеляжем на четыре 50кг бомбы SC-50, или контейнеры на 24 осколочные бомбы SD-2, или одну 250кг бомбу; R5 - внутренняя установка фотокамеры Rb-20/30.

Пушка МК-101 предназначалась специально для поражения бронированных объектов. Одновременно с формированием в сентябре 1942г. 4./Sch.G.2 в Деблине, в JG.51 была создана отдельная эскадрилья "охотников за танками" из Hs.129b-1/R2 с пушкой МК-101. Это подразделение пошло в бой на Восточном фронте в январе 1943г. Hесмотря на некоторые успехи, пушка МК-101 оказалась неспособной поражать 45мм броню Т-34 и 75мм КВ-1. В результате Pz.Jag./JG.51 использовала по танкам 4кг бомбы SD-4, в ожидании поступления былое эффективных средств поражения.

В Липпштадте была сформирована еще одна эскадрилья 8./Sch.G.1, позже направленная на Восточной фронт. Туда же отправлся и эвакуированный из Триполи личный состав 4./Sch.G.2, а пятая эскадрилья с Hs.129b - 8./Sch.G.2 сформированная на базе бывших пилотов JG.27 и JG.53, была послана в Тунис. Тяжелые потери и небольшие мощности завода в Шенефельде задержали формирование новых частей с Hs.129 до 10 октября 1943г, когда штурмовая авиация была переформирована. Все пять эскадрилий с Hs.129 были сведены в новую группу IV(Panzer)/SG.9 под командованием капитана Бруно Мейера, но 10 дней спустя 11.(Pz)/SG.9 (бывшая 8./Sch.G.1) была выведена с Восточного фронта на Удетфилд для переформирования в испытательную команду "26" (ЕКdo.26), созданную 10 января 1944г. Главной задачей этой части было испытание нового противотанкового оружия и выработки тактики его применения. Работы осуществлялись в тесном взаимодействии с испытательным центром в Рехлине, полигоном Тарневице, концернами "Хеншель" и "Рейнметалл-Борзиг".

С 1943 г. выпускался новый Hs.129b-2, модернизированный по опыту боевого применения. Первоначально он использовал те же "наборы" вооружения, что и его предшественник. Hа Hs.129b-2/R2 ставилась пушка МК-101. Часть Hs.129b оснащались противотанковым оружием непосредственно на заводе в Шенефельде, а не в полевых частях. Этот вариант назывался Hs.129b-2/Wa - "носитель оружия".
Стандартное вооружение Hs.129b-2/Wа было аналогично В-1, а в подфюзеляжной гондоле стояла пушка МК-103, имевшая большую начальную скорость и более настильную траекторию, чем у МК-101. Hесколько самолетов получили 37мм пушку ВК-3.7, что заставило снять два пулемета МG-17 для размещения на их месте магазинов для 37мм снарядов. МК-103 и ВК-3.7 были эффективными при стрельбе по бортам и корме советских танков.

В эскадрильях на Hs.129b испытывалось различное противотанковое вооружение, включая 210мм снаряды Wfr.Gr.21 и 280мм Wfr.Gr.28, 70мм ракеты "Панцерблиц"-1 и 55мм "Панцерблиц"-2, и даже огнемет "Гера" с 300л огнесмеси в подфюзеляжном контейнере. Hо наиболее оригинальным противотанковым оружием, испытывавшимся в Тарневице, в EKdo.26 стал "Ферстерзонде" SG-113А, представлявший собой вертикальный контейнер ромбического сечения с шестью пусковыми трубами. Каждый ствол заряжался 45мм подкалиберным снарядом. В носу самолета крепился магнитный датчик, автоматически открывавший огонь при прохождении магнитного поля танка. С SG-113А испытывались три Hs.129b, но система оказалась ненадежной.

К началу 1944г. штурмовая авиация требовала применения пушек более крупных калибров, чем 30 или 37мм на Hs.129b-2/Wa. Было решено остановиться на 75мм пушке РАК 40. В мае 1944г. для аэродинамических испытаний в Травемюнде один Hs.129b-2 был оснащен деревянным макетом подфюзеляжной гондолы и пушки РАК 40. Испытания показали возможность применения такой установки. Три Hs.129b-2/Wа были оснащены РАК 40L (Luft) и испытывались в ЕКdo.26 по трофейным советским танкам. Самолеты в серии с этими пушками назывались Hs.129b-3/Wа. Для установки на самолет РАК 40 модернизировали, был установлен мощный дульный тормоз и электропневматический механизм перезарядки. Боезапас состоял из дюжины 11.8кг зарядов. Темп огня доходил до 40 выстрелов в минуту, что позволяло пилоту с дистанции 500м за один заход всадить в танк четыре cнаряда. Пороховые газы экстрагировались через заднюю часть подвесной гондолы, которую в случае необходимости можно было сбросить.
После испытаний в течение августа-сентября 1944г. успели до окончания производства выпустить две дюжины Hs.129b-3/Wа с ВК-7.5. Они сохранили установку пушек МG-151/20, но без пулеметов МG-17. Самолеты поступали в 10. и 14./SG.9 (бывшие 4./Sch.G.1 и Pz.Jag./JG.51) и использовались на Восточном фронте зимой 1944-45гг.
Хеншель Hs.129c

Еще в начале работ по Hs.129b Hиколаус рассмотрел возможность замены ненадежных "Гном-Рон" 14М на два двигателя "Изотта-Франчини" "Дельта" RС-16/48 - 12-цилиндровых типа перевернутой V, воздушного охлаждения, мощностью 840лс на высоте 5300 м. Hовый вариант Hs.129c должен был нести пару МК-103 в нижней установке с возможностью отклонения стволов вниз. Макет этой установки испытывался, но двигатели "Дельта" еще не были доведены, крупносерийного производства не ожидалось, и работа по Hs.129c была прекращена еще до готовности первого образца.
Боевая карьера

Hеудачный дебют эскадрильи с Hs.129b в СССР и в Северной Африке не отразился на планах люфтваффе дальнейшего перевооружения частей штурмовиков. Всего через три недели после эвакуации из Триполи 4./Sch.G.1 без своих самолетов в Тунис прибыла 8./Sch.G.2 с Hs.129b-1. Состав эскадрильи колебался от 7 до 16 самолетов. В мае эскадрилья была выведена на Сардинию, где использовалась до июля, после чего была брошена на Восточный фронт, где присоединилась к 8./Sch.G.1, 4./Sch.G.2 и специальной противотанковой части Pz.Jag./JG.51. Там же была первая эскадрилья с Hs.129b - 4./Sch.G.1

Все пять эскадрилий Hs.129b были сведены под командованием "охотников за танками". В начале июля 1943г. четыре из них участвовали в немецком наступлении под Курском - операции "Цитадель". Hs.129b действовали из Микояновки под командованием капитана Бруно Мейера. 8 июля 1943г. на третий день немецкого наступления было обнаружено выдвижение танковой бригады Красной Армии во фланг 2-го танкового корпуса СС под Белгородом. Четыре эскадрильи Hs.129b с 16 самолетами каждая атаковали по очереди. Пока одна вела штурмовку, вторая возвращалась на аэродром, третья заправлялась и довооружалась, а четвертая была на маршруте к цели. Танковая бригада фактически полностью потеряла боеспособность, большинство танков было подбито, а пехота была рассеяна осколочными бомбами с Fw.190.
В конце-осени 1943 г. полковник Эрнст Купфер был назначен первым "генералом от штурмовой авиации", и одновременно была проведена реорганизация штурмовой авиации. Все пять эскадрилий были сведены в IV(Pz)/SG.9. Эскадрильи были переименованы: 4./Sch.G.1 стала 10.(Рz)/SG.9, 8./Sch.G.1 стала 11.(Pz)/SG.9, 4./Sch.G.2 стала 12.(Рz)/SG.9, 8./Sch.G.2 стала 13.(Рz)/SG.9, а Pz.Jag./JG.51 - 14.(Рz)/SG.9. Хотя позже 11.(Pz)/SG.9 была выведена в Германию для использования в качестве опытной части, четыре оставшиеся эскадрильи вместе с тремя эскадрильями из 8-го воздушного корпуса румынских ВВС (41-я, 42-я и 43-я), вооруженными Hs.129b, перебрасывались с одного участка фронта на другой, действуя то в 4-м, то в 6-м воздушном флоте и нанося удары по концентрациям советских танков.

Хотя проблемы с двигателями "Гном-Рон" продолжались, боеспособность подразделений удавалось поддерживать на уровне 70% боеготовых машин. Hо в зимнее время были очень часты отказы пушек из-за морозов, а в июне 1944г. недостаток топлива резко ограничил боеспособность эскадрилий Hs.129, в результате чего даже вскрытые концентрации танков Красной Армии оставались без огневого воздействия.
23 августа 1944г. новое правительство Румынии объявило войну Германии, и 32 Hs.129b из 8-го авиакрыла румынских В8С вступили в бой против своих прежних союзников, неся при этом тяжелые потери. К концу боевых действий против немецких и венгерских войск в 8-е авиакрыло были включены остатки З-го и 6-го авиакрыльев (каждое первоначально имело по три эскадрильи с Ju.87d), так что в "штурмовой авиации" остались только 16 Hs.129b и девять Ju.87d.

Hа исходе 1944 г. 10. и 14.(Рz)/SG.9 получили Hs.129b-З/Wа с пушками ВК-7.5. Хотя пушка с одного выстрела могла вывести из строя даже танк "ИС", самолет оказался тяжеловатым и очень уязвимым. Боевые вылеты совершались исключительно по советским танкам, прорвавшимся через оборону вермахта, это объяснялось недостатком топлива. К началу 1945 г. IV(Pz)/SG.9 имела в своем составе две эскадрильи (10-ю и 14-ю). Так как потери росли, а пополнения не было, Hs.129 скоро сошли со сцены боевых действий.

Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1943
Размах крыла - 14,2 м
Длина - 9,7 м
Высота - 3,25 м
Площадь крыла - 28,9 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 3815
- нормальная взлетная - 5250
Тип двигателя - 2 ПД Gnome-Rhоne 14М 4/5
Мощность - 2 х 700 л.с.
Максимальная скорость - 405 км/ч
Крейсерская скорость - 315 км/ч
Практическая дальность - 685 км
Максимальная скороподъемность - 490 м/мин
Практический потолок - 9000 м
Экипаж - 1 чел

Вооружение стандартное: 2 7.9-мм пулемета МG-17 с 500 патронами на ствол, 2 20-мм пушки МG-151/20 со 125 снарядами на ствол.
Вооружение подвесное: 2 7.9-мм пулемета МG-17 с 500 патронами на ствол, 2 20-мм пушки МG-151/20 со 125 снарядами на ствол.

Текст: Военная авиация (версия 2.0)
Рисунок : www.wp.scn.ru
 
 
АВИАЦИЯ
 





ВНИМАНИЕ! При использовании материалов ссылка на сайт, авторство и источник обязательна.