Герои Советского Союза. 1-я Воздушная Армия

 

Бондаренко Михаил Захарович
198-ой ШАП

Командир авиаэскадрильи 198-го штурмового авиационного полка (Западный фронт), лейтенант.

Родился 7 (20) октября 1913 года в селе Богдановка ныне Яготинского района Киевской области. Украинец. В 1929 окончил 4 класса сельской школы, школу ФЗО. Работал кузнецом на киевском заводе «Арсенал». В 1936 окончил 2 курса техникума и Киевский аэроклуб.

В армии с августа 1936. Обучался в Харьковской военной авиационной школе лётчиков, в 1939 окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.

Участник советско-финляндской войны: в январе-марте 1940 – младший лётчик 34-го истребительного авиационного полка; совершил 17 боевых вылетов на истребителе И-16.

С мая 1941 служил в штурмовой авиации.

Участник Великой Отечественной войны: в июне-сентябре 1941 – командир звена 241-го штурмового авиационного полка; в сентябре 1941-декабре 1942 – командир звена, авиаэскадрильи, штурман 198-го штурмового авиационного полка; в декабре 1942-ноябре 1943 – инспектор по технике пилотирования 3-го штурмового авиационного корпуса. Воевал на Западном фронте. Всего совершил более 220 боевых вылетов на Ил-2.

6 июня 1942 года лейтенанту Михаилу Захаровичу Бондаренко за 112 боевых вылетов присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№581). 24 августа 1943 года за 106 последующих боевых вылетов награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№7/2).

С ноября 1943 обучался в Военно-воздушной академии (Монино), из которой досрочно выпустился в ноябре 1946. Продолжал службу в ВВС, командовал полком в Польше.

27 июля 1947 года утонул во время купания в реке Одер. Символическое место захоронения расположено в родном селе.

Майор (1943). Награждён 2 орденами Ленина (1941, 1942), 2 орденами Красного Знамени (1941, 1942), медалями.

Бронзовый бюст установлен в родном селе, где его имя носит улица.

В начале лета 1943 года гитлеровцы сосредоточили в районе Курска большое количество бомбардировщиков. Командование решило нанести удар по вражескому аэродрому, поручив эту задачу группе лётчиков во главе с М.З.Бондаренко. Перед вылетом он собрал личный состав и довёл ему боевую задачу.

— Помните, товарищи, — говорил Бондаренко, — что в воздухе надо чувствовать локоть друга.

...Поднялись в небо. На подходе к цели показалась большая группа вражеских истребителей.

— Следовать курсом, в бой не ввязываться! — отдал приказ капитан Бондаренко.

Ведущему одной из девяток истребителей Малинкину он передал: Отваливай в сторону! Не подставляй бок «Фок-кам»!

Малинкин прибавил скорость и ушёл далеко в сторону, уведя за собой фашистских истребителей. Воспользовавшись этим, Бондаренко повёл группу на заданный объект. Сделали четыре захода и подожгли более десятка вражеских бомбардировщиков, находившихся на аэродроме.

Возвращаясь назад, группа Бондаренко встретилась с двумя фашистскими истребителями.

- Дадим и вам прикурить, — сказал Бондаренко и нажал на гашетку пулемёта.

Объятый пламенем, один из самолётов врага камнем рухнул вниз. Вскоре и другой истребитель был подбит. Но фашистский лётчик успел произвести несколько выстрелов. Разорвавшимся снарядом ранило Бондаренко, повредило мотор, перебило тросы управления.

Стиснув зубы, он взял курс на свой аэродром. Друзья сопровождали самолёт командира до переднего края обороны. С трудом он посадил повреждённый самолёт. Превозмогая боль, взвалил на спину тяжело раненного стрелка-радиста и понёс его к ближайшей хате. Вскоре прибыла санитарная машина.

...Возвратясь из госпиталя, Бондаренко попросился на боевое задание и в паре с лейтенантом Шитиковым вылетел на штурмовку вражеской автоколонны. Только лишь был нанесен удар по автомашинам, как со стороны солнца внезапно вынырнули шесть фашистских истребителей Ме-109.

Завязался неравный бой. Метким выстрелом Бондаренко поджёг один самолёт врага. Шитиков смело вступил в поединок с остальными стервятниками; Бондаренко ринулся на помощь товарищу, и ещё один «мессер» врезался в землю.

Вражеский снаряд разорвался в кабине Бондаренко. От взрыва были повреждены приборная доска и масляная система. Горячее масло брызнуло в лицо, обожгло глаза. Наступила темнота...

— Эх, потеряю зрение! — мелькнула мысль. Взял рычаг управления, но машина не слушалась.

— Если гибнуть, — работала лихорадочно мысль, — то и смертью своей нанести побольше потерь врагу. Ударю по станции самолётом!

Осторожно протирая перчаткой глаза, Михаил Захарович увидел полоску света. Это ободрило: Ого, ещё не всё потеряно!

Капитан увидел самолёт Шитикова. Он покачивал крыльями, звал за собой. Сбросив остаток бомбового груза на станцию, пошли на аэродром. Теперь уже ведущим был лейтенант Шитиков. Он спас жизнь своему командиру.

Отмечая годовщину присвоения звания Героя Советского Союза, Бондаренко повёл на задание большую группу штурмовиков. Ему предстояло нанести удар по аэродрому.

Результат удара был блестящим. На аэродроме было уничтожено 85 самолётов и взорван склад с боеприпасами.

Последний свой боевой вылет майор М.З.Бондаренко совершил в ноябре 1943 года перед выездом на учебу в Краснознамённую военно-воздушную академию.


Информация с сайта: www.warheroes.ru
 
 
БОЕВЫЕ ПУТИ
 





ВНИМАНИЕ! При использовании материалов ссылка на сайт, авторство и источник обязательна.