"Победа Витебск". Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г.

519 Тяжелый дивизион истребителей танков

Schwere Heeres Panzerjager Abteilung 519
519 Тяжелый дивизион истребителей танков

Зимой 1943/44 годов командование 3 танковой армии испытывало острую необходимость в средствах, которые помогли бы справиться с постоянными прорывами советских бронетанковых частей в районе Городка. Одним из инструментов парировавшим стремительное продвижение советских танков на Витебск стал 519 танкоистребительный дивизион вооруженный самоходками «Насхорн» («Nashorn»). Советские танкисты и самоходчики встретились с умелым и хорошо вооруженным противником. В столкновениях с боевыми машинами Красной Армии команды самоходок «Насхорн» зарекомендовали себя как опасный и грозный враг благодаря своему профессиональному умению и превосходным баллистическим качествам противотанкового 88 мм орудия Panzerabwehrkanone 43/41. С достаточной грамотностью экипажи охотников за танками нивелировали и тактико-технические слабые стороны своих боевых машин. Дивизион отлично справлялся со своими тактическими задачами пока не был разгромлен советскими войсками в ходе стратегической наступательной операции «Багратион» летом 1944 года.

Концепция Воплощение идеи

Создание и боевое применение танкоистребительных дивизионов «Хорниссе» стали успешным экспромтом Panzerwaffe, оказавшихся в сложнейшей ситуации на советском фронте. Несмотря на промежуточный характер конструкции этих самоходок они заключили в себе наиболее ценный предыдущий опыт и послужили ответом определяющим дальнейшее развитие германской противотанковой самоходной артиллерии. Самоходные охотники за танками изначально служили в Вермахте неизменным средством укрепления боевых порядков передовых подразделений. По началу представляли собой противотанковое орудие, смонтированное на любом самоходном шасси и предназначенное для выполнения задач непосредственной мобильной артиллерийской поддержки танковых и пехотных частей в борьбе с танками и самоходками противника. Внимание к ним всегда было самым пристальным и взысканным, учитывая их возрастающую роль в ведении маневренной войны с массированным применением бронетехники. Ни один другой вид самоходной артиллерии не давал такого эффекта в сопровождении атак пехоты и танков и взаимодействия с ними в ближнем оборонительном бою. Ущерб, наносимый противнику самоходными танкоистребительными орудиями, и результаты боя с лихвой окупали потери. Хотя в течении войны некоторые функции борьбы с вражескими боевыми машинами оказались в состоянии исполнять штурмовые самоходные орудия, но на них и без того возлагались слишком обширные боевые задачи, чтобы полностью переложить и эту. Войска нуждались в специализированных самоходных танкоистребительных частях способных бороться с сильнобронированными советскими танками. К середине 1943 года, к моменту запланированных крупномасштабных операций выход из ситуации нашли в компромисном варианте между скоростью выпуска и боевыми качествами. Своевременно, оснастить фронтовые соединения серийными танкоистребительными самоходными орудиями, обладавшими не только мощным вооружением, но и хорошо бронированными, а также имевшими низкий силуэт, затрудняющий поражение явно не успевали. Работы над подобными боевыми машинами, которые могли противостять на любых дистанциях любому противнику, только заканчивали прохождение проектной стадии и переходили к череде полигонных испытаний. По сему остановились на создании последней в классе противотанковых самоходок «Panzerjager» с такой характерной особенностью как открытая рубка, но вооруженной солидным противотанковым орудием. Вместе с наименованием «Хорниссе» она получила индекс Sd. Кfz. 164. Внимание немецких военных спецов давно привлекало 88 мм противотанковое орудие Pak 43/41 с высокой начальной скоростью снаряда достигавшей 1130 м/с. С некоторыми задержками удалось выпустить столь ожидаемое детище. Пушка 8,8 cm Panzerabwehrkanone 43 имела горизонтальный скользящий затвор, заимствованный у 75 мм орудия Pak 40 и упрощенный полуавтоматический механизм заряжения, который использовался на пушке Pak 43/41. Несмотря на ряд мелких недостатков, орудие Panzerabwehrkanone 43/41 с длинной ствола в 71 калибр являлось исключительно мощным оружием: известны случаи поражения из него танков противника с дистанции 3500 м. Снаряды этих орудий имели большую бронепробиваемость на дальних дистанциях чем любые артсистемы советских танков и самоходок. Самоходки ввиду слабой бронезащиты были полностью уязвимы перед орудийным огнем противника, а открытая сверху рубка оставляла незащищенным экипаж от навесного артиллерийско-миномётного огня. Только лобовая часть корпуса имела 30 мм толщину брони, по бортам уже уменьшаясь до 20 мм, а бронировка рубки состояла всего навсего из 10 мм листов по бортам и 15 мм в лобовой части. Применение на дистанции от противника менее 1000 м ставил их экипажи в неопраданно рискованную ситуацию. Это определяло тактические особенности использования самоходок и предъявляло высокие профессиональные требования к их экипажам. Для формирования личного состава танкоистребительных дивизионов направлялись самые лушие кадры которые имели богатый боевой опыт, поэтому в случае потерь им было сложно подыскать полноценную замену. Это предъявляло особые организационные требования к формированию танкоистребительных частей вооруженных самоходками «Насхорн». Их использовали в составе дивизионов истребителей танков – Panzerjaeger Abteilung. Дивизионы являлись самостоятельными частями, не входившими в организационную структуру танковых дивизий, а передовались в распоряжении штабов армий или корпусов и придавались соединениям по мере необходимости.

Дивизионы «Хорниссе» обладали высокой подвижностью, проходимостью и несмотря на слабую броневую защиту экипажа самоходок зачастую не нуждались в поддержке танков. Кроме того с их появлением пехотные части получали мобильные и лучше защищенные, чем полевые противотанковые орудия, средства огневой поддержки и противотанковой обороны. В основном их использовали по батарейно, редко на одном участке фронта задействовали целиком всю часть, только в экстроординарных случаях. Добивались максимальной эффективности будучи мощным огневым средством для стрельбы прямой наводкой на дальностях до 3,5 км., при помощи включения в состав дивизиона взвода наблюдения и связи, которые позволяли вовремя обнаружить противника и оповестить об этом экипажи самоходок. Обычно, во взаимодействии с танками, «Насхорны» следовали за их боевыми порядками на достаточном расстоянии и стремились уничтожить самоходные орудия и танки противника из засад и заранее выбранных позиций. Могли использоваться в качестве подвижного противотанкового резерва, состав и сила которого зависели от обстановки. В целом они служили средством комбинированной обороны и атаки как во взаимодействии с танками так и пехотными частями. https://dubaimodels24.com По сути экипажи самоходок «Хорниссе», выдерживая определенную дистанцию были в состоянии осуществлять разнообразные боевые задачи в борьбе против советской бронетехники, достаточно быстро перходя от одного тактического приема к другому – атака из засад, прикрытие ложного отступления, метод «ударил - отступил» и прочие.

Наименование

Уместно будет прояснить ситуацию с чехардой идентификационных индексов и названий самоходного истребителя танков Sd. Кfz. 164

Первоначально боевую машину нарекли в честь хищного насекомого шершня – «Хорниссе» («Hornisse»). Видимо по ассоциации с предстоящими для выполнения ей задачам и нравом резко и неотразимо жалящего свои жертвы насекомого. О продуманности в выборе имени говорит нееденичность случая. Ее и создавали одновременно с тяжелой гаубичной САУ «Хуммель», что значит шмель, причем с аналогичными целями – мобильная поддержка линейных частей артиллерийским огнем. К тому же их ходовые части были конструктивно схожи, представляя собой различную комбинацию узлов и агрегатов шасси средних танков. Всего официальных наименований тяжелой самоходке давали более десятка. В монографии Мощанского они приводятся в следующей таблице:

1. s. Sfl.aul Pz.Kpfw.III/IV Fahrgestell, Hornisse mit 8,8 см Pak 43 (21 января 1943 года, Hauptausschuss Panzerjaeger IVb (Hornisse).
2. 8,8 см Panzerjaeger IVb (26 января 1943 года, Gen. Sy.d.HOrd.Abt).
3. Panzerjaeger «Hornisse» (Sd.Кlz.164); 8,8 см Panzerjaegerkanone 43/1 (L/71) (30 января 1943 года, K.St.N.1148b).
4. Panzerjaeger III/IV «Hornisse» fuer 8,8 см Pak 43/1 (Sd.Кfz.164) (6 августа 1943 года, In.6).
5. 8,8 см Panzerjaeger 43/1 (L/71) Hornisse (15 октября 1943 года, D 653/42).
б. Panzerjaeger «Hornisse» fuer 8,8 см Pak 43/1 (Sf) (Sd.Кfz.164) (1 ноября 1943 года, K.St.N.1148b).
7. Nashorn - по предложению фюрера для fuer 8,8 см Pak auf Fgst.lll/IV (29 ноября 1943 года - Гитлер, 1 февраля 1944 года - ОКВ, 27 февраля - ОКХ).
8. Pak 43 (Sf) (Hornisse) (1 марта 1944 года, D 9020/4б).
9. Pz.Jaeg. «Hornisse» fuer 8,8 см Pak 43/1 (Sd.Кfz.164) (6 июля 1944 года, In.6).
10. 8,8 см Pak 43/1 Sh. «Nashorn» (Frueher «Hornisse») (сентябрь 1944 года, Gen.Insp.d. Pz.Tr).
11. 8,8 см Pak 43/1 (L/71) auf Fgst.Pz.Kpfw.III и. IV (Sf) (Nashorn) (Sd.Кfz.164) (октябрь 1944 года, Waffenamt).

Неожиданно, по личному предложению фюрера в конце ноября 1943 года появляется наименование «Насхорн», то бишь носорог, которое еще несколько месяцев бытовало в официальных документах паралельно со старым названием, а потом окончательно закрепилось за самоходкой. Чем Гитлеру не понравилось хищное и стремительное насекомое шершень не понятно. Скорее всего идея с переименованием тяжелых истребительных самоходок в крупных, своенравных травоядных млекопетающих посетила фюрера внезапно как прихоть. Ведь в тоже самое время, поздней осенью 1943, самоходка «Фердинанд» переименовывается в «Элефанта», то есть в слона.

Формирование

Организационная подготовка к созданию нового танкоистребительного дивизиона началась 1 июня 1943 года, когда на основе персонала «Arbeitstab Hoppe» было сформировано подразделение WK.III, переформированное 25 августа в schwere Heeres Panzerjager Abteilung 519. Непосредственное формирование дивизиона и освоение танкоистребительных самоходок «Hornisse» происходило на полигоне «Ольдеброк» (Oldebroek) в Нидерландах, находившийся в подчинении 7-го резервного танкового корпуса, куда стали прибывать личный состав и боевая техника. Слаживание и подготовка команд нового дивизиона развернулась с сентября 1943. Первые 16 самаходок «Хорниссе» поступили 31 октября, еще 23 прибыли 6 ноября. Полностью состав дивизиона по штатам удалось укомплектовать к 18 ноября, когда была получена последняя боевая машина. На Восточный фронт сфрмированный 519 Panzerjager Abteilung отбыл 7 декабря, направленный в состав группы армий «Центр» под Витебск.

Организация

На формировании 519 Panzerjager Abteilung сказался опыт создания предыдущих дивизионов тяжелых САУ и совершнствование концепции их применения. Его формирование производилось уже в результате окончательного уточнения организационно-штатной структуры тяжелых дивизионов истребителей танков «Хорниссе» («Hornisse») в ноябре 1943 года. На вооружении его подразделений должно было состоять 45 самоходок, по 14 в каждой из трех линейных батарей и три в штабной батарее дивизиона. Штаб дивизиона формировался по штату K.St.N. 1155b принятому 30 марта, а штабные батареи по варианту штата K.St.N. 1155b от 28 августа, линейные батареи организовывали в соответствии со штатом K.St.N. 1148 от 28 августа. В целом организационно-штатная структура подразделений тяжёлого дивизиона истребителей танков «Hornisse» с ноября 1943 года стала выглядеть так:

Штаб дивизиона

  • 2 мотоцикла с коляской,
  • 1 мотоцикл без коляски,
  • 3 автомобиля,
  • 2 средних автомобиля,
  • 1 грузовой автомобиль (2-тонный).

Штабная батарея

  • 1 мотоцикл,
  • 1 средний автомобиль,
  • 3 истребителя танков «Hornisse» (SdKfz 164).

Взвод связи

  • Штабное отделение:
    • 1 мотоцикл,
    • 1 средний автомобиль,
    • 1 трейлер (с генератором).
  • Отделение полевых телефонистов (два):
    • 1 автомобиль средней грузоподъемности.
  • Тяжёлое отделение радиосвязи (четыре):
    • 1 легкий автомобиль.
  • Лёгкое отделение радиосвязи (два):
    • 2 автомобиля.

Саперный взвод

  • Штабное отделение:
    • 1 мотоцикл,
    • 1 лёгкий автомобиль.
  • Сапёрное отделение (три):
    • 1 грузовой автомобиль (3 тонный)
  • Штабное отделение:
    • 3 мотоцикла,
    • 1 лёгкий автомобиль
  • Зенитное отделение (три):
    • 1 полугусеничный бронетранспортёр SdKfz 7/1, вооружённый счетверённой 20-мм зенитной установкой,
    • 1 грузовой автомобиль (3-тонный)

Ремонтный взвод

  • Штабное отделение:
    • 2 лёгких автомобиля
  • Ремонтное отделение:
    • 1 грузовой автомобиль (2-тонный),
    • 2 грузовых автомобиля (3-тонные),
    • 1 кран на автомобильном шасси (Kfz 100 грузоподьёмностью 3 т),
    • 1 трейлер для перевозки инструмента.
  • Эвакуационное отделение:
    • 1 лёгкий автомобиль,
    • 3 полугусеничных тягача SdKfz 9.
  • Отделение запасных частей:
    • 1 лёгкий автомобиль,
    • 5 грузовых автомобилей (3-тонные).
  • Отделение сварки:
    • 1 лёгкий атомобиль,
    • 1 грузовой автомобиль (3-тонный).

Транспортная рота

  • 1 легкий автомобиль,
  • 2 грузовых автомобиля (3-тонные),
  • 1 грузовой автомобиль (4,5-тонные).
  • Санитарное отделение:
    • 1 мотоцикл без коляски,
    • 1 SPW SdKfz 251/8.
  • Подразделение подвоза боеприпасов:
    • 1 лёгкий автомобиль,
    • 1 грузовой автомобиль (3-тонный),
    • 7 грузовых автомобиля (4,5-тонные).
  • Подразделение пищевого рациона:
    • 2 грузовых автомобиля (3-тонные).
  • Подразделение перевозки имущества личного состава:
    • 1 грузовой автомобиль (3-тонный).

Батарея тяжелых самоходных противотанковых установок «Hornisse» (три в дивизионе)

  • Штаб роты:
    • 2 мотоцикла,
    • 1 мотоцикл без коляски,
    • 1 автомобиль средней грузоподъемности,
    • 2 самоходные установки «Hornisse» SdKfz 164.

Противотанковый взвод (три в батарее)

  • Штабное отделение:
    • 1 мотоцикл без коляски,
    • 1 лёгкий автомобиль.
  • Отделение подвоза боекомплекта:
    • 2 транспортера «Маультир» SdKfz 3,
    • 1 грузовой автомобиль (3-тонный).
  • Отделение самоходных установок:
    • 4 самоходные установки «Hornisse» SdKfz 164.
  • Ремонтное отделение:
    • 1 лёгкий автомобиль,
    • 2 грузовых автомобиля (3-тонные),
    • 2 полугусеничных бронетранспортёра SdKfz 10 или SdKfz 3.
  • Сменный экипаж:
    • 1 грузовой автомобиль (3-тонный).
  • Транспортное подразделение:
    • 1 мотоцикл без коляски,
    • 1 лёгкий автомобиль,
    • 2 грузовых автомобиля (3-тонные),
    • 4 грузовых автомобиля (4,5-тонные).
  • Подразделение перевозки имущества личного состава:
    • 1 грузовой автомобиль (2 тонный).

Камуфляж и маркировка

Самоходные противотанковые артиллерийские установки, поступившие на вооружение в конце весны–начале лета 1943 г., имели стандартную трёхцветную камуфляжную окраску того периода. В то же время отдельные машины имели однотонную песочно-жёлтую окраску (RAL 7028), но большинство — камуфляж из пятен оливково-зелёного и красно-коричневого (RAL 8017) цветов по песочно-жёлтому фону. Варианты окраски варьировались от самоходки к самоходке даже в составе одного подразделения. В зимний период, чаще всего, машины красились смываемой белой краской. Краска облезала, поэтому весной «Насхорны» приобретали сугубо индивидуальный пёстрый внешний вид. Опознавательные знаки в подавляющем количестве случаев наносились в строго определённых местах истребителя танков — на бортах бронерубки непосредственно над последним опорным катком. Известны случаи нанесения креста в левой части кормового бронелиста. В 519 тяжёлом батальоне истребителей танков большинство машин имело собственные имена, которые писали в центре бортовых бронелистов. Самоходки штаба дивизиона получили названия районов Восточной Германии (например «Pommern», «Tannenberg»), машины первой и второй батарей — имена хищных животных и птиц: «Lowe», «Puma», «Luchs», «Panter», «Iltis», «Leopard», «Tiger». В левой лобовой части машины и в левой части кормового бронелиста иногда изображали эмблемы тяжёлых батальонов истребителей танков.

Боевое применение на Витебщине

С момента прибытия на фронт 519 дивизион, переданный в состав 3-й Танковой армии, оказался в самой гуще боев на городокском направлении. Уже через три дня после разгрузки своих последних едениц техники 10 декабря 1944 года первая батарея дивизиона была введена в бой. Она оказалась брошена под Городок, на поддержание упорно оборонявшихся немецких частей. Удержания этого населенного пункта предотвращало выход советских войск непосредственно к Витебску. Поэтому его обороне штаб танковой армии придавал большое значение, сосредоточив здесь свои самые боеспособные части. Первую батарею дивизиона бросили для усиления 20 тд, в составе которой она действовала совместно с 21 танковым полком. Противостоящая советская группировка боеспособными имела 223 танка и 34 САУ и превосходила количество немецкой бронетехники в два раза. Уже 16 декабря силам 5-го и 1-го танковых советских корпусов удалось прорвать немецкую оборону и соеденившись в районе станции Бычиха окружить городокскую группировку противника. Командованию 3-й ТА в чрезвычайном порядке пришлось стягивать дополнительные силы чтобы деблокировать окруженные части LIII армейского корпуса. Уже 17 декабря, нанеся деблокирующий удар подвижными группировками удалось прорвать кольцо окружения и спасти от разгрома основную часть войск. В поддержке деблокирующих группировок участвовали первая и вторая батареи 519 дивизиона. 24 декабря советские войска вошли в Городок, но дальше продвинуться оказались не в состоянии и спустя некоторое время фронт на данном участке стабилизировался. Силы для продолжения наступления в советских частях иссякли. За все время проведения операции по освобождению Городка (с 13 по 24 декабря) советские части потеряли подбитыми 156 танков и 27 САУ, из них 65 танков и 17 САУ безвозвратно. Значительная роль в уничтожении советских боевых машин принадлежала экипажам «Хорниссе» 519 танкоистребительного дивизиона.

Ситуация на фронте севернее Витебска оставалась спокойной до 3 февраля 1944 года, пока советское командование не предприняло очередную попытку нанесения удара по витебской группировке противника. На линию фронта обороняемую частями LIII армейского корпуса обрушилось советское наступление силами 4-й Ударной армии генерал-лейтенанта П.Ф. Малышева и 11-й Гвардейской армии генерал-лейтенанта Галицкого. Советские войска в первый же день наступления прорвали оборону на двенадцати километровом участке и вклинились на пяти километровую глубину немецкой обороны. В месте прорыва немецкая пехота была полностью разбита в следствии чего отсутствовала сплошная линия обороны, в ней образовались разрывы. Третью батарею 519 дивизиона в числе других резервов перебросили на следующий же день с целью усиления пошатнувшихся позиций немецких частей, контратаковать и остановить вклинившиеся советские части. В завязавшихся тяжелых боях, упорно обороняясь немецкие части цеплялись за каждую высоту, умело используя лесистую сильно пересеченную местность. Уступив советским частям, немцам пришлось отступить еще на три четыре километра, что позволило тем перерезать железную дорогу Полоцк-Витебск. Вновь остановить прорыв советских подвижных частей помогло участие 519 дивизиона. Под конец боев на этом направлении командира первой батареи старшего лейтенанта Эрвина Крессмана (Oberleutnant Erwin Kressmann) 18 февраля произвели в чин капитана (Hauptmann). О граматном ведении боевых действий говорят относительно небольшие потери понесенные в череде интенсивных боев. За период с 19 декабря по 24 февраля дивизион безвозвратно потерял шесть самоходок «Хорниссе», четыре из которых пришлось подорвать собственным экипажам в виду отсутствия тягачей. Их потерю как и значительно поврежденные боевые машины, требовавшие капитального ремонта, заменяли в течении некольких месяцев затишья на витебском фронте. Первые пять истребителей танков «Носхорн» отгрузили 22 марта, еще пять 1 апреля и последние пять – 12 июня 1944 года.

Штаб 3-й танковой армии дабы избежать напрасных потерь этой особо ценной техники даже составил специальную инструкцию-наставление по правильному использованию САУ «Хорниссе» в различных условиях боевой обстановки. Выдержки из нее изложены в монографии Мощанского, с которыми не безынтересно будет ознакомиться. Вот, что там говорилось:

1. Дивизион тяжелых истребителей танков типа «Хорниссе» является средством маневренной обороны и используется командованием сосредоточенно в местах массового появления танков противника. Используется целиком в виде дивизиона или по-батарейно. Членение батарей н а взводы или использование одиночных машин уменьшает эффективность обороны из-за слабой управляемости (щтабной) части, увеличения трудностей с подвозом боеприпасов, а удовлетворительный уровень технического обслуживания в этом случае практически недостижим.

2. САУ «Хорниссе» - не что иное, как 88-мм противотанковая пушка (L/71), размещенная на подвижном лафете. Данная артсистема способна вести точную стрельбу с высоким темпом на дальности до 4000 м по танкам всех типов, обладая подвижностью самоходно-артиллерийской установки. К недостаткам самоходки следует отнести ее значительную высоту и слабое бронирование.

3. Истребители танков «Хорниссе» ожидают появления танков противника в засадах или на предварительно подготовленных огневых позициях. Для того, чтобы устроить засадные позиции оптимальным образом всегда необходимо выполнять тщательную разведку местности и намерений противника.

4. По своим тактико-техническим характеристикам тяжелый истребитель танков «Хорниссе» значительно отличается от штурмового орудия или танка, поэтому он не может быть использован подобно штурмовому орудию или танку.

5. Ставя боевую задачу подразделению САУ «Хорниссе», выслушайте мнение командиров боевых машин о способах ее исполнения. Помните, что стрельба из пушки истребителя танков Sd. Кfz. 164 наиболее эффективна на дальностях 1000-3000 м».

В монографии Мощанского приводится так же рапорт по опыту боевого применения танкоистребительного дивизиона составленный в штабе 519 Panzerjager Abteilung. Прочитав его можно убедиться в том насколько кропотливая работа проделывалась командирами дивизиона по обеспечению боевой работы своей части. Успех заключался в тщательной подготовке ввода сил дивизиона в бой, выверенном учете специфики боевой ситуации и организации слаженного взаимодействия. Кроме того рапорт позволяет представить характер боев на витебском направлении из первых рук:

«1. Общее. За отчетный период дивизион действовал в районе Витебска на флангах корпуса, цементируя оборону опорных пунктов. Дивизион в целом и две батареи в частности были разбиты на более мелкие подразделения, которые придавались четырем дивизиям. Когда дивизии придавалась батарея целиком, то она действовала согласно замыслам штаба дивизии в интересах того или иного пехотного полка.

Дивизион разгрузился в Витебске 10 декабря и сразу был переведен в резерв. Изначально по одной батарее придали каждым двум дивизиям. К 18 декабря силами дивизиона была выполнена разведка местности предстояших боевых операций, подготовлены комплекты топографических карт с нанесенной на них текушей обстановкой. Информация передана в батареи. Штаб дивизиона спланировал маршруты движения, выбрал места сосредоточения в секторе каждой дивизии. Все места сосредоточения и огневые позиции в целях секретности были промаркированы буквами. Информация доведена до всех командиров батарей и командиров взводов. Данная предварительная подготовка обеспечила быстрый и своевременный ввод подразделений в сражение.

2. Тактическое применение. Пересеченная местность данного региона идеально подходит для выполнения атак мелкими группами танков, но препятствует использованию крупных танковых масс. Лишь один сектор шириной в несколько километров пригоден для проведения атаки с участием большого количества танков. При планировании отражения атак противника особое внимание уделялось возможным маршрутам движения танков противника, особенно узким дефиле, где остановить танки было бы проше всего.

Как всегда, пехота требовала размешения тяжелых истребителей танков максимально близко к переднему краю. В первый день сражения даже был отдан при каз самоходками оставаться непосредственно за передним краем. После этого случая особенности боевого применения тяжелых истребителей танков были доведены до пехоты специальным приказом по армии.

Сила самоходок «Хорниссе» заключается в их мобильности и дальности стрельбы пушек. Эти козыри тяжелых истребителей танков широким солдатским массам остаются не известными. Из-за такого непонимания особенностей использования самоходок «Хорниссе», успех их применения в бою ставился под сомнения еше до начала боя. Вот примеры:

- командир батареи САУ Sd.Кfz. 164 «Хорниссе» получил приказ находиться на огневой позиции своих самоходок;
- самоходкам было приказано оставаться на огневых позициях после наступления темноты;
- подразделения тяжелых истребителей танков «Хорниссе» постоянно стремятся использовать подобно подразделениям танков или штурмовых орудий;
- батарея истребителей танков должна оставаться единым целым и использоваться В качестве «пожарной команды» на самых танкоопасныx направлениям высшим команвованием.

Следуюшие фундаментальные принципы являются основой тактического применения тяжелых истребителей танков «Хорниссе».

Ходом боя ynравляет исключительно командир батареи истребителей танков. Он и только он определяет огневые позиции, районы сосредоточения и запасные позиции для каждой самоходки «Хорниссе» на основе ситуации и характера местности. Команвир батареи должен постоянно держать в руках все нити управления вверенной ему частью.

Следует избегать использования тяжелых истребителей танков подобно использованию штурмовых орудий и танков, так как русские всегда располагают большим количеством противотанковых орудий даже в авангардах наступаюших частей. Использование истребителей танков подобно танкам приведет только к напрасной потере самоходок.

3. Тактика русских танков. Атаке всегда предшествует компетентная разведка. В ходе тактического сражения они не используют танки массиpoвaннo. Атаку танков всегда поддерживает пехота и артиллерия. Атаку предваряет сильная артподготовка. Противник уделяет большое внимание скорости, за счет которой гусениuами уничтожают наши противотанковые средства и пехоту. Мелкими группами в ночное время противник создает «плацдармы» в нашей обороне, которые затем расширяются. Любые плацдармы подлежат немедленной ликвидации.

В оборонительных боях под Витебском русские атаковали силами до 50 танков. Обычно атаки производились в самых неожиданных местах, движение начиналось еще до окончания артподготовки. Танки атакуют с пехотой на броне. Русские при организаuии танковых атак умело используют рельеф местности. Хорошо налажено взаимодействие между танками и артиллерией. Если атака не увенчивается успехом, то противник менял тактику. Русские танки часто ведут обстрел наших позиuий из-за укрытий.

Чаще всего используются танки Т-34, в меньшей степени - КВ- l и КВ-2, а также 152-мм штурмовые орудия. Танки Т-70 чаше всего применялись лишь как радиомашины. Смешанные части из «тридцатьчетверок» и КВ с штурмовыми орудиями в придачу прикрываются тяжелыми танками, которые ведут огонь с укрепленных позиuий. Быстрое продвижение вперед обеспечивают танки Т-34. Очень часто русские танки ведут огонь с ходу, в то время как часть танков ведет прицельный огонь с места. Огонь с ходу, хотя и не наносит сушественного материального ушерба, оказывает огромный деморализуюший эффект. Танки Т-34, действуюшие в полосе главного удара, всегда имеют дополнительный запас в 600 л топлива, размешенного во внешних баках - по два 50-литровых бака по бортам моторного отделения и две 200-литровые бочки на корме.

Эвакуация поврежденных танков поставлена отлично и производится ночью. При выполнении одной атаки русские танки, после пересечения нашего переднего края развернули башни назад так, чтобы их можно было принять за отходяшие от линии фронта задним ходом наши танки.

4. Тактика тяжелых истребителей танков «Хорниссе». Тяжелые истребители танков «Хорниссе» обычно используются в составе батареи на уровне дивизии.

Штаб дивизии обычно отдает командиру батареи обший приказ по обороне сектора дивизии. На топографических картах обозначаются возможные огневые позиции тяжелых истребителей танков. Очень часто сушествует непонимание относительно правильного использования тяжелых истребителей танков, равно- как и непонимание важности массированного применения тяжелых истребителей танков. Самоходкам определяют огневые позиции слишком близко к переднему краю, подставляя машины под артиллерийско-минометный огонь противника. Возможность разместить тяжелые танки в тылу и использовать их мобильность для выдвижения на заранее подготовленную огневую позиuию в критический момент боя используется очень редко.

В дивизиях редко соглашаются с предложениями на ведения боя, сделанными командирами батарей тяжелых истребителей танков на основе собственных разведданных относительно характера местности. Постоянная танкобоязнь заставляет пехотных командиров заранее разворачивать истребители танков на огневых позициях, задолго до появления танков противника. Недостаточное внимание уделяется техническому обслуживанию истребителей танков, которое к тому же затрудняется дл ительным нахождением единичных машин на удаленных друг от друга огневых позициях. В критических местах, где возможны атаки силами 10-20 танков противника, самоходки «Хорниссе» держат сутками.

Для противодействия гибкой тактике русских танкистов самоходки «Хорниссе» не следует применять с фиксированных позиций. Козырем является внезапное появление самоходок в критических местах. После выполнения работы самоходки следует отводить с позиций в места сосредоточения.

Ввод в бой всех тяжелых истребителей танков также является ошибкой. У командира батареи всегда должен оставаться резерв хотя бы в виде одного взвода самоходок. Если в атаке на критическом участке сектора обороны дивизии принимает участие 10-15 танков противника, то отразить данную атаку способно внезапное появление восьми-десяти истребителей танков «Хорниссе». Реально же на отражение атаки выделяется четыре самоходки, которые, тем не менее, успешно справляются с работой. К примеру, из 47 атакующих танков противника самоходки без потерь со своей стороны вывели из строя 22 всего за 27 минут боя.

Очень эффективен огонь с фланкирующих огневых позиций. Позиции следует выбирать исходя из двух принципов: удобства прицеливания по вражеским танкам и нахождения вне зоны эффективного артиллерийского огня противника.

Русские не используют наименование «Хорниссе». Допросы пленных танкистов и перехваты радиообмена указывают, что для обозначения тяжелых истребителей танков противник использует названия «Фердинанд» или «танк».

Система предупреждения о танковых атаках в целом работает без сбоев. Донесения о концентрации танков противника и даже о появлении одиночных танков поступали вовремя. Иногда случались ошибки в оценке численности танковых сил противника, но установить правильную численность чаще всего удается путем опроса наблюдателей на разных участках сектора. Известен случай, когда по радио поступило донесение о появлении 84 танков противника, после запроса выяснилось, что ошибся оператор, принявший сообщение: речь шла о восьми-четырех танках».

Летнее советское наступление 1944 года в Беларуси првратилось в кровавое испытание для личного состава танкоистребительного дивизиона. После того как рухнул фронт под Витебском 519 танкоистребительный дивизион вел ожесточенные арьргардные бои, пытаясь задержать стремительно наступавшие советские части. С начала наступления «Багратион» 22 по 30 июня, пока дивизион находился в составе 3-й танковой армии, командам его самоходок удалось подбить около сотни советских танков. В эти дни исполнять обязанности командира 519 танкоистребительного дивизиона пришлось капитану Эрвину Крессману. С началом июля некоторую сохранившуюся часть дивизиона включили в состав танковой боевой группы «Хоппе», которая теперь насчитывала 15 самоходок «Носхорн» и семь штурмовых орудий. Группа «Хоппе» действовала в составе 212-й пехотной дивизии. В конце августа, когда дивизион оказался отброшенным к польской границе, оставшиеся в строю экипажи самоходок отправили на полигон Пилау, где их «пересадили» на «Ягдпантеры». Некоторую часть «Носхорнов» успели передать в состав других тяжелых танкоистребительных дивизионов до того как к 15 июля были потеряны последние боевые машины.

Лейтенант Альберт Эрнст (Albert Ernst) возглавлял первый взвод первой батареи. Наиболее результативный командир самоходки не только 519 дивизиона, но и всего Panzerwaffe (претендовал на 75 подбитых боевых машин). Во время боев в состве 3-й танковой армии получил прозвище «Витебский Тигр». «Хорниссе» на котором он воевал тогда, носил название «Falke» («Сокол»). Кавалер Рыцарского Креста. Награжден 2 июля 1944 после одержания 55 побед на поле боя. Тогда же возглавил первую батарею 519 дивизиона. 22 декабря, когда его взвод отбивал атаку 20 советских танков, самоходка Эрнста подбила семь из них, а еще через два дня – еще 14, потратив 21 боеприпас. Родился 15 ноября 1912 года, а 1 ноября 1930 года, достигнув призывного возраста вступил в Рейхсвер. В 1943 году повышен в звании до лейтенанта. Пересев на «Ягдпантеру» был подбит, получив ранение в голову. По выздоравлении «пересел» на «Ягдтигр», вступив в должность командира 1 батареи 512 тяжелого танкоистребительного дивизиона. Со своим подразделением оборонял предмостье Remagen. Уже в звании капитана, попав в Рурский котел, сдался в плен американским солдатам 394-го пехотного полка. Альберт Эрнст умер 21 февраля 1982 года в возрасте 74 лет.

Старший лейтенант Эрвин Крессман (Oberleutnant Erwin Kressmann) – кавалер Рыцарского Креста, награжденный 9 декабря 1944 года. С сентября 1943 года исполнял обязанности командира первой батареи 519 тяжелого танкоистребительного дивизиона. За отличие в боях под Витебском повышен в звании до капитана 18 февраля 1944 года. При отступлении в конце июня принял на себя командование дивизионом. В Вермахте по поступлении на службу 20 октября в противотанковую артиллерию, служил в первой батарее 32 противотанкового дивизиона (1. Kompanie Pz.Abw.Abt. 32). Обучение прошел на полигоне в Колберге, получив навыки по всем специальностям своей боевой профессии, став инструктором. Служил с 1 сентября 1939 года в составе третьей батареи 12 противотанкового дивизиона. Прошел польскую и французскую компании. 1 июня 1940 года произведен в чин фельдфебеля, а спустя ровно год повышен до звания старшего фельдфебеля. В начале русской компании достигнув Демянска стал кандидатом на произведение в офицеры (Offiziersanwarter). В мае 1942 был переведен в 24 противотанковый дивизион, воевавший в Крыму, принимавший участие в штурме Севастополя. 1 июня 1942 года произведен в лейтенанты. Вместе со своим дивизионом 22 августа 1942 его перебрасывают на северный участок фронта в район станции Мга, отражать советские атаки на Волховском фронте. Стал сначала заместителем командира своей батареи, а 1 января возглавил вторую батарею 24 противотанкового дивизиона, будучи повышенном в звании до старшего лейтенанта. В июле был направлен для переподготовки на командира самоходной противотанковой установки «Хорниссе», получив назначение возглавить первую батарею 519 танкоистребительного дивизиона (1. Kompanie sPzJgAbt 519). 2 февраля 1944 года был отмечен за отличное руководство батареей в боях в районе Витебска произведением в чин капитана. Остался в качестве командира 519 дивизиона после его переформирования на полигоне в Милау и перевооружения самоходками «Ягдпантера» в августе/сентябре 1944 года. После реорганизации в октябре 519 дивизион перебросили на Западный фронт в состав 6 Танковой армиии СС в район Niedeggen, Inden and Pattern. Где воевал в качестве командира дивизиона вплоть до прибытия майора Rosenthal, который отныне вступил в эту должность. В феврале возглавлял поочередно несколько скороспело реорганизаванных танкоистребительных формирований. После ранения в ногу в мае 1945 года попал в советский плен, откуда был выпущен в феврале 1946 года.


Матерриал подготовил: Алексей Маршинский и Берегейко Сергей
 
 
ФОТОАРХИВ
ВИТЕБСК 1941
ВИТЕБСК 1942
ВИТЕБСК 1943
ВИТЕБСК 1944
СТАРЫЙ ВИТЕБСК
ЛИЦА ПОБЕДЫ
   
 
БОЕВЫЕ ПУТИ
43-я Армия
220 МСД
153 СД
204 СД
251-я СД
919 СП
923 СП
927 СП
789-ый АП
671-ый ОБС
419-ый ОСБ
309-ый ОПД
14ТД
   
 
БОЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ
"БАГРАТИОН"
ВИТЕБСКО-ОРШАНСКАЯ
ПОЛОЦКАЯ
наступательные операции
12.10.1943г. - 13.03.1944г.
   
 



 
 

ВНИМАНИЕ! При использовании материалов ссылка на сайт, авторство и источник обязательна.