По фиксированным ценам car rental with driver под любые нужды.

821-ый Полоцкий ордена Суворова истребительный авиационный полк

 

Боевой путь 821-го ордена Суворова Полоцкого истребительного авиаполка
190-ой ИАД 3-ей ВА.

  • Личный состав 821-ого ИАП на фоне самолета P-39 Airacobra
  • Личный состав 821-го ИАП после Победы в мае 1945 года
  • P-39 Airacobra
  • 821-ый ИАП
  • Личный состав 821ИАП
  • Личный состав 821-го ИАП и командование 190 ИАД
  • Лётчики 821-го ИАП
  • Лейтенант Вахрушев Иван Павлович

Часть была сформирована в начале войны в 1941 г. в г. Астрахани. Командиром полка был назначен майор Матвеев, начальником штаба - Пунянский, заместителем по политической части - майор Орлов. С августа 1941 г-на фронте. В начале часть не несла большой нагрузки. Вели разведку, сопровождали штурмовиков и прикрывали поле боя наземных войск, защищая Донбасс и Северный Кавказ. С 1942 г. полк считали боевой опытной единицей, и на день он получал несколько задач. Иногда полк посылали штурмовать колонны войск противника. Особенно делали много вылетов, когда немцы прорвали линию обороны в районе г. Харькова и устремились на Сталинград. Личный состав работал до изнеможения, некоторые делали по 5 вылетов, а каждый полет сопровождался воздушным боем. Как только замкнули кольцо вокруг войск Паулюса, полк перебросили в 4-ю воздушную армию генерала Вершинина. После разгрома войск под Сталинградом нас перебросили на Воронежский фронт в распоряжение генерала Уткина. За уничтожение Сталинградской группы войск противника, за освобождение Северного Кавказа, Ростова и других городов и сел, летный состав неоднократно награждался орденами и медалями. Среди летчиков можно выделить таких как: лейтенанты Ефимов, Косоруков, Кобызев, Щербинин и др., которые умудрялись сбивать в день по два, а иногда и по три самолета противника.

Затем нас отводят на пополнение и перебрасывают в район Выползова, и полк принимает Мирошников Петр Павлович. Пополнившись, личным составом и материальной частью в течение 20 дней полк перебазируют на полевой аэродром Березки, в распоряжение 3-й Воздушной армии генерала Понивина. В тот же день командир 190 дивизии В.В. Фокин поставил перед полком задачу: уничтожить самолеты противника на аэродромах Витебска и Полоцка и совместно с другими летчиками завоевать господство в воздухе, сопровождать бомбардировщиков и штурмовиков авиации. Но в это время майора Орлова переводят на другую работу, а на должность замполита присылают майора Мезенцева. Он был душой и другом солдат и офицеров. Он никогда не ляжет отдыхать пока, не проверит, что весь личный состав поужинал и отдыхает.

Получив задание, полк приступал к его выполнению вначале в воздухе, а затем штурм аэродромов противника. Полк действительно держал господство ввоздухе. Кроме борьбы с авиацией противника, полк много помогал нашим наземным войскам освобождать города и села Белоруссии. Особенно много пришлось поработать за освобождение городов Витебска и Полоцка, за что 821 полк был награжден орденом Суворова и ему присвоено звание: «Витебско-Полоцкий полк», а всему личному составу Верховный главнокомандующий объявил благодарность. В этих боях весь летный и технический состав работал не считаясь с усталостью, но особенно можно отметить таких летчиков как Прудников, Михайлов, Пупышев, Сергеев, Вахрушев, Янгутов, Бойко, которые иногда делали по пять вылетов в день, а если учесть, что немцы в этом направлении держались за каждый метр, и дрались зверски, то воздушные бои проходили тяжелые и требовали от летчиков силы воли, умения разгадать фашиста, его тактику ведения воздушного боя.

Освободив Белоруссию, дивизия направила свой удар на взятие Кенигсберга, Гданьска, Елгавы, с выходом на Балтийское море. Заняв эти города наши войска разрезали линию фронта немцев на Берлинскую и Курляндскую группу войск и была уничтожена Курляндская группировка. В районе Елгавы дивизию застала капитуляция фашистов.

9 мая полк перелетел на аэродром Найкурин. Здесь и планировалось базироваться и заниматься мирной учебой. Через месяц дивизия была перебазирована в Монголию.

В первые дни войны с японцами полк сопровождал бомбардировщиков генерала Скок. Авиационный полк помогал наземным войскам выгнать самураев из ряда городов Китая. Капитуляция Японии застала полк в порту Дальнем, а через десять дней после капитуляции Японии перебазировался в район г. Ворошилове Уссурийского края на свою, родную землю.

* * *

821-й ИАП получив в Азербайджане (под Баку) новые английские истребители Spitfire Mk.V в начале августа 1943г. прибыл на Северный Кавказ в состав 8-й ВА, а точнее в состав 236-й ИАД, под командованием майора Владимира Макаровича Чалова и сразу же приступил к боям. Полк перебазировался на аэродромы Шахты и Чапаевка.. Уже 7-го августа 1943г. лётчик этого полка мл. л-нт Лобачёв Владимир Иванович провёл тяжёлый бой с парой Ме-109 и при возвращении с б/задания встретил самолёт-разведчик ФВ-189 и попытался его сбить. Однако он расстрелял весь свой боезапас в бою с «мессерами» и пришлось идти на таран. Таранил он его удачно: ударил крылом по килю ФВ-189 и сбил его. Сам на повреждённой машине благополучно сел в Шахтах (ныне проживает где-то в г. Подольске).

На следующий день, другой лётчик 821-го ИАП мл. л-нт Гончаровский Владимир Григорьевич также на Spitfire Mk.V таранил другую «раму» экипаж которой попал в плен. Наш лётчик спасся на парашюте ( мл. л-нт Гончаровский В.Г. не вернулся с б/задания 20.06.1944г.).

23-го августа в районе станицы Успенская группа из 6 Spitfire Mk.V под командованием капитана Мельникова вступили в бой с группой из 27 Ю-87 и 4 Ме-109. В этом бою лётчики полка сбили 6 бомбардировщиков Ю-87 (три из которых сбил капитан Мельников) и два Ме-109. Свои потери 2 самолёта и один лётчик: старший лейтенант Бобров в бою с двумя Ме-109 сбил одного из них, но другая пара сбила его Spitfire и он погиб. Также был повреждён огнём стрелков Ю-87 самолёт старшего сержанта Данилова, который совершил вынужденную посадку в районе станицы Колпаковка – самолёт полностью разбит.

Возможно, в этом бою отличился и Прудников, т.к. у него отмечена одна победа над Ме-109 в августе 1943г. на Spitfire Mk.V ?! – 6-го сентября лётчики 821-го ИАП восточнее г. Сталино (ныне Донецк) в составе 8 экипажей, вступили в бой с группой из 12 Ме-109. В этом бою, командир звена ст. л-нт Бережной, в лобовой атаке таранил Ме-109 – оба пилота погибли. Тут подоспело звено Яков из 85-го ГИАП, и противник покинул поле боя.

За полтора месяца боёв лётчики 821-го ИАП в 93 воздушных боях сбили 32 самолёта противника. Свои потери составили 16 самолётов Spitfire Mk.V потерянных в воздухе и ещё четыре разбиты при вынужденных посадках. В середине сентября, потеряв в боях большую часть машин, 821-й ИАП был отправлен в тыл на отдых и пополнение.

Полк должен был отправиться для переучивания на истребители ЛаГГ-3, но затем было принято решение на американские Р-39 «Аэрокобра».

821-й ИАП затем в бои вступил только в июне 1944г. уже в составе 190-й ИАД (11-й САК, 3-я ВА) на 1-м Прибалтийском фронте. Командовал этой дивизией полковник Фокин Василий Васильевич. Согласно лётной книжки Вахрушева И.П., 4-го июня полк перелетел с аэродрома Хатилово на аэродром Берёзка, а 17-го июня снова перелёт из Берёзки на аэродром Алеща. Первый боевой вылет отмечен 23-го июня на сопровождение штурмовиков Ил-2 (1 б/ вылет), а уже 24-го числа отмечено уже три б/вылета и также все на сопровождение Ил-2. Один полёт отмечен со штурмовкой и был один воздушный бой с группой ФВ-190.

25-го и 26-го июня отмечено 7 б/вылетов (4-ре 25-го числа) на сопровождение штурмовиков и разведчиков в район Оболь.

27-го июня 3 б/вылета на сопровождение штурмовиков и разведчиков в район Оболь, Горгин.

28-го июня отмечен один б/вылет на сопровождение Ил-2 на разведку в район Полоцк.

29-го июня отмечено 3 б/вылета на сопровождение Ил-2 и штурмовку, и плюс ещё один вылет на расчистку воздуха в район Полоцка.

30-го июня сопровождение Ил-2 на штурмовку в район Полоцк.

До 7-го июля 1944г. отмечено 10 б/вылетов на сопровождение Ил-2 и расчистку воздуха в указанном районе. А 7-го июля полк перебазировался из Жуковицы в Ситце. Уже 8-го числа два вылета с нового аэродрома на расчистку воздуха – проведён один в/бой с ФВ-190.

10-го июля перелёт Мал. Поставы – Ситце.

11-го июля отмечен один вылет на сопровождение Ил-2. Затем видимо были нелётные дни и следующий б/вылет отмечен только 23-го июля на сопровождение Ту-2.

24-го июля отмечен один б/вылет на сопровождение Ил-2. Проведён воздушный бой с ФВ-190.

26-го июля отмечено два вылета: сначала был вылет на сопровождение Ту-2 в район Амоляй. Проведён воздушный бой с группой ФВ-190. – Затем был вылет на расчистку воздуха в район Шауляй.

31-го июля отмечен один б/вылет на воздушный патруль над полем боя в районе Бировсай.


Материал подготовил Игорь Сейдов, РФ республика Адыгея г.Майкоп
 
 
БОЕВЫЕ ПУТИ
 





ВНИМАНИЕ! При использовании материалов ссылка на сайт, авторство и источник обязательна.