Герои Советского Союза. 3-я Воздушная Армия

 

Сиротин Вячеслав Федорович
17-ый ИАП, 190-ой ИАД, 11-ый ИАК

Вячеслав Сиротин родился 22 Сентября 1913 года в Санкт-Петербурге, в семье рабочего. Окончив 7 классов неполной средней школы, работал токарем. В 1934 году был призван в ряды Красной Армии и получил направление в лётное училище. В 1937 году окончил 9-ю ( Харьковскую ) военную школу лётчиков и летнабов.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. По Октябрь 1941 года служил в 123-м истребительном авиаполку, летал на И-153 и Як-1. Дрался храбро, самоотверженно. Число сбитых им вражеских самолётов быстро росло. Уже в конце Декабря 1941 года он был награждён орденом Ленина.

С Апреля 1942 года по 1943 год служил в 238-м авиаполку, где летал на ЛаГГ-3.

С Июня 1943 года сражался в составе 17-го истребительного авиаполка.

К Октябрю 1944 года помощник командира 17-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе ( 190-я истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиакорпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт ) Капитан В. Ф. Сиротин совершил 233 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Во времена Второй Мировой войны весьма распространенными были аллегорические рисунки, чаще всего изображавшие животных - зверей или птиц, наносимые на борта и капоты самолётов. Одним из примером может служить и P-39 "Airacobra" Вячеслава Сиротина.

В конце 1944 года лётчики полка сражались над Балтикой и Польшей. Войну закончили в Восточной Пруссии, участвуя в штурме Кенигсберга и Пиллау. С 1943 года Сиротин воевал на "Аэрокобре". Его последней машине повезло: она была передана англичанам, и сегодня её можно увидеть в музее Королевских воздушных сил в Даксфорде.

13 Мая 1945 года лётный состав полка сдаёт самолёты в 5-ю ГИАД и 24 Мая в составе 190-й ИАД перебазируется на аэродром Уккурей, где переучивается на самолёты Р-63 "Кингкобра". 9 Августа 1945 года перебрасывается на Дальний Восток на аэродром "Урал" - 20 км восточнее Танзак - Булак.

В середине Августа 1945 года Майор В. Ф. Сиротин принял командование полком, который участвует в боевых действих с японцами в составе 190-й ИАД 12-й Воздушной армии Забайкальского фронта За период этой короткой войны лётчики полка сумели одержать лишь одну победу в воздухе - противника практически не было. Тем не менее, Вячеслав Сиротин оказался причастен к этой единственной победе.

15 Августа во время доставки наступающим сухопутным войскам горючего транспортный самолёт, командиром экипажа которого был Лейтенант Смульский, атаковала пара японских истребителей. На выручку вылетели лётчики 17-го авиаполка Герой Советского Союза В. Ф. Сиротин со своим ведомым И. Ф. Мирошниченко. Они смело отразили все атаки японских истребителей. При этом, благодаря опытному руководству ведущего, Мирошниченко сбил один вражеский самолёт. Другой скрылся, уйдя на бреющем полёте.

К моменту окончания военных действий, командир 17-го истребительного авиационного полка Майор В. Ф. Сиротин совершил около 330 успешных боевых вылетов и провёл более 60 воздушных боёв. Дважды был ранен, но оставался в боевом строю. Награждён орденами: Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

Число его воздушных побед в различных источниках трактуется по - разному. Так, на многих рисунках его "Аэрокобры" приводится изображение 26 звёзд на двери кабины и, соответственно, указывается на 26 побед. Однако, на всех известных фотографиях самолёта, звёзд присутствует только 21. При этом, некоторые авторы, например М. Ю. Быков, указывают на 21 личную победу.

Обратите внимание на такой факт: одна их звёзд ( 4-й ряд справа ) заметно отличается от других своим размером и цветом. Судя по всему, это отметка о групповой победе. Таким образом на счету В. Ф. Сиротина не менее 20 самолётов сбитых лично и 1 в группе...

Зарубежные историки Томас Полак и Кристофер Шоурз в своей книге "Асы Сталина" пишут следующее: "К Октябрю 1944 года имел на своём счету 15 побед... К Февралю 1945 года счёт побед возрос до 21, а в конце войны - до 26".

22 Сентября 1945 года 17-й авиаполк возвращается на аэродром Варфоломеевка. С 15 Июня 1946 года, в составе 190-й ИАД, переводится в 9-ю Воздушную армию Приморского военного округа с базированием на аэродроме Хороль. 19 Июня 1946 года полк получает пополнение в количестве 19 самолетов Р-63, а 17 Апреля 1947 года на основании приказа 9 ВА № 042 получает пополнение лётным составом в количестве 15 человек из расформированного 5-го ИАП и принимает организационно структуру четырёхэскадрильного состава. В 1947 году в полку было 65 лётчиков, 52 самолёта Р-63.

7 Августа 1948 года Майор В. Ф. Сиротин погиб в авиационной катастрофе. Для его боевых товарищей, сослуживцев это была горькая, невосполнимая утрата. Чтя память о друге, они бережно ухаживали за его могилой, находящейся недалеко от военного городка. Но прошли годы, сменилось не одно поколение лётчиков, и сегодня в городке и во всей округе уже мало кто знает, что на старом, заброшенном кладбище похоронен лётчик - ас, Герой Советского Союза...


Литература: Бодрихин Н.Г. "Советские асы"
 
 
БОЕВЫЕ ПУТИ
 





ВНИМАНИЕ! При использовании материалов ссылка на сайт, авторство и источник обязательна.